Вы здесь
АЛЕКСАНДР ШИПУЛИН - О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И ПРОБЛЕМАХ ФЕРМЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КУБАНИ
«Нужна новая аграрная политика, направленная на человека», убежден руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края (АККОР) Александр Шипулин.
— Насколько сейчас востребована профессия фермера?
— Я искренне не завидую людям, которые живут в Краснодаре и других больших городах. Это же пробки, выхлопные газы, суета. То ли дело у нас на хуторе: тишина, спокойствие, чистый воздух, здоровые продукты питания — все для жизни есть, не хватает только уважения к труду на земле и внимания со стороны общества и власти. Почему-то люди, которые работают на земле и делают еду — главное условие существования жизни на планете,— воспринимаются обществом как люди второго сорта. Возможно, это связано с недостатком денег у такой категории граждан, ведь считается, что заработать приличные деньги можно только в городе. И это не только в Краснодарском крае или в России в целом — это мировая тенденция. А изменять такое отношение нужно со школьной скамьи, внушая детям уважение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
— В каком состоянии сегодня, на ваш взгляд, находится животноводческая отрасль в Краснодарском крае? И что необходимо предпринять для ее дальнейшего развития?
— Сегодня предпринимаются серьезные шаги для возрождения животноводства на Кубани, но, тем не менее, отрасль требует еще большего внимания со стороны краевых и федеральных властей. Необходимо создавать условия для аграриев, чтобы они были заинтересованы в переходе от растениеводства к животноводству. В этом есть очевидная логика: прибыль с растениеводства значительно ниже, чем с животноводства. Кроме того, развивая исключительно растениеводство, гораздо сложнее решать ту задачу, которую сегодня исполнительная и законодательная власти ставят перед аграриями,— повышение плодородия почв. Без органики это просто невозможно.
Но процесс животноводства очень трудозатратный, ведь гораздо проще засеять поле определенной культурой, вырастить ее на химических удобрениях, продать урожай и выручить деньги. А потом — по новой. Плюс — это сезонная работа, значит, есть возможность перевести дух. А с животноводством все не так. Животноводство — это история без выходных, праздников и отпусков. Люди, у которых семейная животноводческая ферма или ЛПХ, где разводят свиней, молочных животных, кроликов, коз или птицу, вынуждены посвящать работе с животными все время.
Все это не очень привлекает людей (особенно молодежь) в сельское хозяйство, поэтому необходимо создавать какие-то особые условия для производителей животноводческой продукции. И это не только субсидии или гранты от государства, хотя и эта поддержка очень важна. Хочется, чтобы на программы «Агростартап» или «Семейная животноводческая ферма» выделялось значительно больше денег. Дело в том, что заявок на конкурсы поступает большое количество, и далеко не все, кто претендует на получение государственной финансовой поддержки, имеют реальную возможность ее получить.
Кроме того, нужны новые технологии, инновационные решения. Необходимо облегчить сельскохозяйственный труд, чтобы свести к минимуму ручную физическую работу по подготовке кормов, по кормлению животных, по уборке навоза и так далее. И это не говоря уже о том, что выращенную продукцию надо выгодно продать, чтобы у хозяйств была нормальная доходность, а люди могли повышать уровень своей материальной обеспеченности.
— По расчетам Института аграрной экономики, в 2020 году рентабельность продукции растениеводства в России увеличилась с 14,2% в 2019 году до 22,3%. При этом животноводство, которое в 2019 году сработало на грани убыточности (0,1%), в 2020 году показало уровень рентабельности –4,7%. Выгодно ли сейчас заниматься животноводством?
— Теоретически разведение сельскохозяйственных животных в перспективе дает значительно большую прибыль, нежели занятие растениеводством, и далеко не все желают этим заниматься банально из-за трудозатрат. Ведь гораздо проще: засеял, собрал, продал, деньги получил. На мой взгляд, нужна некая новая аграрная политика, которая была бы направлена не на поддержку крупного бизнеса, как это делалось в последнее десятилетие под флагом импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности и тому подобное, а на отдельно взятого человека в сельском хозяйстве. Нужно уйти от общих задач, которые будут решаться сами собой, если люди на селе будут жить комфортно, чувствуя поддержку государства, а также заинтересованность и элементарное уважение со стороны общества.
— Расскажите об озвученной вами недавно в публичной плоскости проблеме проезда сельскохозяйственной техники по дорогам общего пользования (согласно действующим ПДД, маршрут движения негабаритной сельхозтехники согласуется с подразделением ГИБДД, а в ее сопровождении должны участвовать «автомобили прикрытия».— “Ъ-Кубань”).
— Всем известно, что сельскохозяйственная техника не может отвечать тем параметрам, которым должен отвечать автомобильный транспорт, даже перевозящий крупногабаритные грузы. Во-первых, она имеет другие размеры, вовторых, она не может ездить по заранее согласованному графику.
Дело в том, что в сельском хозяйстве многое определяется природными и климатическими условиями. Например, сегодня прошел дождь, и в поле выехать просто невозможно, или — сегодня палящее солнце, и если не убрать урожай, то он погибнет. А нас, сельхозников, подвели под одну гребенку с перевозчиками негабаритных грузов автомобильным транспортом и штрафуют по полной. К примеру, если комбайн в уборку выехал где-то на трассу, потому что, например, проехать с одного поля на другое 500 метров иначе просто нельзя, то тут же появляется дорожная полиция и оформляет протокол нарушения. Сложилась практика, что штрафы, выносящиеся судами по этим протоколам, составляют от 200 до 400 тыс. руб. Для малого фермера это равносильно банкротству.
На днях на площадке Торгово-промышленной палаты России под председательством ее президента Сергея Катырина проходило обсуждение этой проблемы. Были приглашены фермеры, представители Минтранса РФ, Минсельхоза РФ, генпрокуратуры и федерального МВД. После наших выступлений сложилось впечатление, что Минтранс и ГИБДД совершенно не поняли сути проблемы, поскольку они просто оторваны от реалий. Мы уже десятилетие об этом говорим, а результата нет. А если взять, к примеру, опыт Финляндии, то там эта проблема решается обычным сопровождением сельскохозяйственной техники машиной дорожной полиции, если нужно — с «мигалкой». Что мешает в нашей стране перенять этот опыт? Это тоже говорит об уровне уважения со стороны власти и общества к людям, занимающимся сельским хозяйством.
— Александр Владимирович, расскажите о проблемах агрострахования на территории Краснодарского края. Почему, если все понимают необходимость страхования урожая в наших непредсказуемых погодных условиях, по факту так мало заключено страховых договоров?
— Агрострахование — процесс крайне необходимый, но в нашем случае очень болезненный. Все дело в отсутствии доверия у представителей аграрного сектора к представителям страховых компаний. Когда нужно заключать договоры страхования, страховщики становятся очень внимательными, уделяют фермерам много времени, объясняют им необходимость данного шага. Но если наступает страховой случай и фермер обращается за выплатой, страховые компании не спешат выплачивать страховку. Были случаи, когда фермер не мог добиться хоть какой-то выплаты. И это все сформировало негативное отношение к страховщикам.
В начале октября на краевой ярмарке в Краснодаре АККОР Краснодарского края обсуждала данную проблему со страховщиками, в итоге стороны пришли к тому, что надо заключать соглашение с Национальным союзом агростраховщиков (НСА). 11 октября мы подписали соглашение с НСА, согласно которому организация будет помогать нам в рекомендации именно тех страховых компаний, которым можно доверять и которые состоят в НСА, чтобы союз мог влиять на агростраховщиков в случае наступления той или иной страховой ситуации. Кроме того, союз берет на себя обязанность сопровождать наши договоры, проводить консультационную деятельность и помогать правильно оформлять документы.
Дальнейшая судьба агрострахования на Кубани будет зависеть от того, как мы сами будем активно использовать данный инструмент. Необходимость агрострахования нарастает с каждым годом. Мы видим, как учащаются природные катаклизмы — град, ливни, засухи, заморозки и так далее. Мы должны быть от них застрахованы.
Источник: Коммерсант-Кубань, Приложение "Агропром" № 191